Правительство предложило повысить заградительную пошлину на экспорт нефти

0 1

Речь идет об увеличении с 20 тысяч рублей до 50 тысяч рублей за тонну. Кабмин также предложил корректировку механизма компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке

Правительство предложило повысить заградительную пошлину на экспорт нефти

Фото: Максим Шеметов/Reuters

Правительство предложило новые меры по сдерживанию рынка топлива. В частности, ввести заградительную пошлину на экспорт нефтепродуктов в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей с тонны. А также ввести полный запрет на экспорт топлива, которое было куплено на рынке, а не произведено. Об этом заявил вице-премьер Александр Новак на заседании правительства с президентом.

По словам Владимира Путина, несмотря на введенный ранее запрет на экспорт топлива, розничные цены продолжают расти. Простых потребителей, по его словам, не интересуют сложные цепочки, им важен результат:

«Мы же знаем, из-за чего это происходит, и в связи с ценами на нефть, понимаете, что будет дальше, это же не первый раз. Цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт. Все понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, правительство, должны другую делать работу, согласованную с компаниями, но у нас задачи-то другие. Вот в сентябре — данные Международной биржи в Петербурге — стоимость одного литра бензина АИ-92 выросла на 8 рублей. Мы 21-го числа ввели эти запреты, запрет на экспорт бензина и дизеля, вроде как снижение наблюдается на бирже. А за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 — 51,6, до 21-го был 49,7 рубля, то есть цена растет в рознице. Меры приняты, а цены растут. Что там происходит в других звеньях, потребителя мало интересует, потребителю результат нужен. То же самое касается и сельхозпроизводителей».

Как отметил на совещании вице-премьер Александр Новак, маржинальность АЗС уходила в минус, однако запрет на экспорт топлива привел к снижению биржевых цен в среднем на 20% для бензина и на 16% для дизеля. Сейчас, по словам Новака, на рынке идет коррекция после этого падения. Кроме того, от торгов отстранены недобросовестные трейдеры.

Правительство ожидает дальнейшей стабилизации рынка. Для этого следует ввести еще ряд мер, отметил Новак. Кроме увеличения для перекупщиков заградительной пошлины до 50 тысяч рублей и запрета экспорта купленного топлива, надо скорректировать демпфер и, возможно, субсидировать поставки мазута в отдельные регионы.

Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Вообще, звучит так, будто предлагают возвращение к более рыночным вариантам, потому что сейчас действует запрет на экспорт всех нефтепродуктов. Когда оптимальная загрузка НПЗ предполагает производство гораздо большего объема нефтепродуктов, чем могут быть освоены на внутреннем рынке, придется в условиях полного запрета сокращать переработку, это не очень хороший сценарий, если запрет затянется, поэтому Новак предлагает вернуться к вариантам чуть более мягким: экспортные пошлины дифференцированные в зависимости от того, кто это экспортирует и какие обязательства есть у этого игрока по внутреннему рынку; субсидии для некоторых внутренних потребителей — все это звучит немного более рыночным вариантом, чем просто когда мы обрубили весь экспорт. Мне кажется, пройдет несколько недель, и мы вернемся к более мягким вариантам регулирования. Все последние месяцы в правительстве обсуждался этот вопрос: как действовать? Звучали варианты более мягкие, более жесткие, Новак, его команда, включая Павла Сорокина, отстаивали сначала более мягкие варианты регулирования со всеми этими пошлинами. Но на каком-то этапе, видимо, они поняли, что толком дольше ждать нельзя, пожар на внутреннем рынке, и надо его тушить, ну, вот максимально жесткая мера. Но это такая жесткая мера, как антибиотик, который в больнице колют, но его нельзя колоть слишком долго, я думаю, что по прошествии нескольких недель мы вернемся к тем вариантам, которые обсуждались летом, которые сегодня отчасти были озвучены Новаком».

Владимир Путин на совещании добавил, что на топливном рынке можно использовать такой же механизм, как с удобрениями. Если обеспечили внутренний рынок — можно экспортировать, отметил президент. По его словам, следует «плотнее работать» с нефтяными компаниями, чтобы они «понимали свою ответственность».

Впрочем, даже сейчас нельзя сказать, что введенные ранее меры поспособствовали насыщению внутреннего рынка, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Мы видели, что сразу после объявления о запрете экспорта на бензин и дизель цены на следующий день очень сильно просели, под 20% было снижение, во многом это была психологическая реакция рынка, биржи. Сейчас мы видим коррекцию, цена немножко подрастает после обвального падения, и здесь вопрос заключается в том, что она в дальнейшем будет на низком уровне, то есть это именно то, чего добивалось государство? Внутренний рынок насытился или нет? И есть факты, которые выступают за другую версию, — что нефтяные компании сами, по сути, снизили цены торговли на бирже, но насыщения внутреннего рынка по-прежнему не происходит. В пользу этой версии говорит то, что само количество сделок не увеличилось существенно с момента введения запрета на экспорт. Если государство будет последовательным, то оно дождется, пока по этим относительно низким ценам будет куплено топливо в больших объемах, когда сельхозпроизводители себе закупят, а здесь вполне может оказаться, что конфликт между государством и компаниями продолжается, что они формально снизили цены, но, с другой стороны, они тоже могут какую-то «итальянскую» забастовку устроить, например вернуться к продажам ровно того объема, который их обязывает государство, — 13%, например, в реальности нефтяные компании продавали даже больше. Я думаю, что пока идет процесс торга».

Ранее вице-премьер Александр Новак говорил, что правительство намерено сбалансировать цены на оптовом топливном рынке и готово принимать «более кардинальные решения». По его словам, в этом году в России производят топлива больше, чем в прошлом. При этом внутренний рынок оказался «менее премиальным». «Задача стоит на внутреннем рынке цены держать, не повышать, что в принципе удается сделать, вертикально интегрированные нефтяные компании этим занимаются», — отмечал Новак.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.